О порядке организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2006 г. N 213

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

С изменениями и дополнениями от:

24 июля, 18 сентября 2007 г., 24 июля, 29 сентября 2009 г., 26 апреля 2011 г., 19 мая 2014 г., 27 февраля 2015 г., 8 апреля 2016 г., 28 апреля 2017 г., 24 марта 2020 г., 24 марта, 1 декабря 2021 г., 10 августа 2022 г., 22 января, 21 марта 2024 г.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия.
2. Исключен. - Постановление Правительства РБ от 29.09.2009 N 368.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.М.ЕГОРОВ


Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 11.07.2006 N 213

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Список изменяющих документов

С изменениями и дополнениями от:

24 июля, 18 сентября 2007 г., 24 июля 2009 г., 26 апреля 2011 г., 19 мая 2014 г., 27 февраля 2015 г., 8 апреля 2016 г., 28 апреля 2017 г., 24 марта 2020 г., 24 марта, 1 декабря 2021 г., 10 августа 2022 г., 22 января, 21 марта 2024 г.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия" и регулирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по созданию новых, преобразованию существующих особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия (далее - ООПТ), включающую проведение научно-исследовательских работ, установление категории и режима особой охраны и географическое обозначение ООПТ с учетом их категории.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
2. С учетом особенностей режима ООПТ и статуса природоохранных учреждений, в ведении которых они находятся, различают следующие категории ООПТ на территории Республики Бурятия:
1) ООПТ регионального значения:
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки;
- ботанические сады;
- рекреационные местности регионального значения;
- природные микрозаказники регионального значения;
- природно-исторические комплексы;
- территории охраняемого ландшафта;
(пп. 1 в ред. Постановления Правительства РБ от 08.04.2016 N 132)
2) ООПТ местного значения:
- рекреационные местности местного значения;
- территории охраняемого ландшафта.
(пп. 2 в ред. Постановления Правительства РБ от 08.04.2016 N 132)
3. Утратил силу. - Постановление Правительства РБ от 19.05.2014 N 223.
4. В настоящем Порядке:
1) под природным микрозаказником понимается незначительная по площади ООПТ регионального или местного значения (до 10 га), созданная без изъятия земельных участков, имеющая особо важное значение для жизнедеятельности диких животных и особо ценных видов растений, а также сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, когда организация более крупного заказника представляется нецелесообразной вследствие значительной удаленности (разобщенности) мест жизнедеятельности диких животных и (или) особо ценных видов растений: локальные места обитания диких животных и произрастания ценных видов растений, в том числе редких, эндемичных, реликтовых и исчезающих видов; места сезонной концентрации диких животных на ограниченных по площади участках, выполняющие важную роль в их жизненных циклах (глухариные тока, места размножения, места миграций, массовых переправ копытных через реки и другие);
2) под природно-историческим комплексом понимается ООПТ регионального значения, образованная с целью сохранения природных комплексных участков, имеющих особую экологическую и историко-культурную ценность, обеспечения традиционного образа жизни коренного и старожильческого населения, в том числе малочисленных народов и этнических групп, в местах их компактного проживания и сохранения их духовной и материальной культуры, исторически сложившегося жизненного уклада и традиций природопользования;
3) под рекреационной местностью понимается ООПТ регионального или местного значения, используемая или потенциально пригодная для кемпинговой, пляжной, туристической и иной рекреации и нуждающаяся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании антропогенной нагрузки: пригородные зеленые зоны и природные комплексы берегов водных объектов (прибрежные рекреационные зоны), водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, участки леса вдоль берегов водных объектов и другие;
4) под территорией охраняемого ландшафта понимается ООПТ регионального или местного значения, имеющая значительную площадь, включающая горные комплексы, долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, которые не подверглись изменению в результате хозяйственной и иной деятельности, используемые для туристической рекреации и нуждающиеся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании антропогенной нагрузки в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта.
(пп. 4 введен Постановлением Правительства РБ от 08.04.2016 N 132)
5. Финансирование расходов, связанных с организацией ООПТ регионального значения, осуществляется за счет ежегодно выделяемых средств республиканского бюджета.
6. Настоящий Порядок не распространяется на деятельность органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по созданию новых, преобразованию существующих ООПТ, категории которых не предусмотрены настоящим Порядком.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

II. Схема размещения и развития ООПТ Республики Бурятия

7. Исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, осуществляющий нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции и функции по предоставлению государственных услуг в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды (далее - Министерство), в ведении которого находятся ООПТ регионального значения, организует проведение научно-исследовательских работ с целью установления экологической, научной, экономической и исторической ценности ООПТ Республики Бурятия. Научно-исследовательские работы проводятся с учетом зонально-географического, экосистемного, социального, исторического, научно-исследовательского принципов.
(п. 7 в ред. Постановления Правительства РБ от 24.07.2009 N 284)
8 - 11. Утратили силу. - Постановление Правительства РБ от 24.07.2009 N 284.
7.1. Порядок разработки и утверждения схем размещения и развития ООПТ Республики Бурятия (далее - Порядок и Схема соответственно).
7.1.1. Схема составляется на 10 лет.
7.1.2. Разработка Схемы осуществляется на основании научно-исследовательских работ, организуемых Министерством, данных государственных кадастров, реестров, перечней, государственного мониторинга, лесного плана Республики Бурятия, схем территориального планирования Республики Бурятия, схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Бурятия, комплексных схем охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории по Республике Бурятия, материалов натурных исследований, государственных докладов, ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы.
7.1.3. Схема утверждается Правительством Республики Бурятия.
7.1.4. Картографические материалы (пространственные данные), приведенные в Схеме, размещаются Министерством на геоинформационном портале "Природа Бурятии" в сети Интернет по адресу www.priroda-rb.ru.
7.1.5. Сведения, содержащиеся в Схеме, вносятся Министерством в банки данных о природных ресурсах и природных объектах.
7.1.6. Изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее разработки и утверждения.
(п. 7.1 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
7.2. Требования к составу и структуре Схем.
7.2.1. Схема включает в себя сведения о развитии и размещении ООПТ и состоит из следующих разделов:
1) Вводная часть. Предусматривает цели планирования в области развития и размещения ООПТ.
2) Социально-экономическая характеристика. Предусматривает описание характера и интенсивности антропогенного воздействия на ООПТ.
3) Характеристика размещения и текущего состояния ООПТ. Включает в себя:
3.1. Характеристику размещения и текущего состояния территорий.
3.2. Данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на ООПТ (государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, государственные природные заказники) вместе с комплексной качественной оценкой.
Данные формируются на основании сведений о структуре, составе и площади элементов среды обитания (без учета ООПТ федерального и местного значений) по форме согласно приложению к требованиям к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре", с учетом комплексной качественной оценки элементов среды обитания охотничьих ресурсов, приведенной в Схеме размещения, использования и охраны охотничьих ресурсов Республики Бурятия.
Комплексная качественная оценка элементов среды обитания охотничьих ресурсов на ООПТ (государственные природные заповедники, государственные природные заказники) сопровождается картографическим материалом, отражающим ареалы обитания охотничьих ресурсов и площади элементов среды обитания, пригодных для обитания охотничьих ресурсов на ООПТ.
3.3. Характеристику состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на ООПТ регионального значения (государственные природные заказники). Предусматривает сведения о численности и размещении охотничьих ресурсов (приводятся данные за предыдущий период не менее 10 лет, представленные в виде таблиц).
3.4. Характеристику состояния численности и размещения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов на ООПТ регионального значения.
4) Мероприятия по сохранению природных комплексов, уникальных эталонных природных участков и объектов.
4.1. Мероприятия по охране природных территорий для обеспечения соблюдения режима особой охраны ООПТ регионального значения. Предусматривает нормативы минимального количества информационных и предупреждающих знаков на ООПТ регионального значения и нормативы минимального количества рейдов, протяженности рейдовых маршрутов на ООПТ регионального значения.
4.2. Сведения и данные по территориям и объектам, имеющим особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и нуждающихся в дополнительной охране.
5) Мероприятия по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха:
5.1. Основные направления и мероприятия по развитию туристско-рекреационного потенциала территорий.
5.2. Нормы пропускной способности (рекреационная емкость) вместе с методикой пределов допустимых изменений.
5.3. Информация о выделении функциональных зон.
6) Мероприятия по организации и проведению работ по учету, анализу численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира:
6.1. Планируемые к проведению биотехнические мероприятия (в том числе мероприятия по охране охотничьих ресурсов, редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений) в государственных природных заказниках регионального значения.
6.2. Информации о текущем состоянии популяций редких и исчезающих объектов животного мира, которые впоследствии могут быть использованы как охотничьи ресурсы, в государственных природных заказниках регионального значения.
6.3. Мероприятия по проведению работ по акклиматизации новых видов охотничьих ресурсов в государственных природных заказниках регионального значения.
7) Картографические материалы (пространственные данные). Составляются для программно-аппаратных комплексов с тематическими слоями: ООПТ; уникальные природные объекты и комплексы; элементы среды обитания охотничьих ресурсов на ООПТ регионального значения; функциональные зоны ООПТ регионального значения; действующие и планируемые туристско-рекреационные объекты (визит-центры, экологические тропы и маршруты, кемпинги), объекты хозяйственной инфраструктуры (контрольно-пропускные пункты) и объекты, связанные и не связанные с созданием лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности на ООПТ регионального значения.
Географические координаты объектов отображаются в системе координат МСК-03 и (или) WGS-84.
(п. 7.2 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

III. Создание ООПТ регионального значения
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

12. Создание ООПТ регионального значения осуществляется решением Правительства Республики Бурятия и по согласованию с:
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)
13. Решение о создании ООПТ регионального значения принимается на основании представленных Министерством материалов по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации ООПТ регионального значения, включающих:
1) материалы комплексного экологического обследования (далее - КЭО), включающие в себя:
Введение.
1. Общие положения.
2. Основные сведения о территории.
3. Комплексная характеристика территории.
4. Границы территории.
5. Предложения по особому природоохранному режиму и использованию территории.
6. Экологический и социально-экономический прогноз сохранения и развития территории.
Заключение.
Приложение.
2) проектную документацию, предусматривающую:
а) проект положения об ООПТ и его охранной зоне (при необходимости ее установления) по форме согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему Порядку;
б) сведения о земельных участках или их частях, включаемых или исключаемых из границ ООПТ, с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
в) эколого-экономическое обоснование, содержащее сведения:
о наличии или отсутствии на данной территории, включаемой или исключаемой из границ ООПТ, полезных ископаемых с их характеристикой (запасы, ресурсы, хозяйственная значимость, стоимостная оценка);
для участков лесного фонда - о распределении по категориям защитности, об учете лесного фонда, расчетной лесосеке;
о необходимых затратах, включая компенсацию убытков, возникающих в случае изъятия земельных участков;
об альтернативных вариантах сохранения объектов природы, находящихся в границах, включаемых или исключаемых из ООПТ.
(п. 13 в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
13.1. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются постановлением Правительства Республики Бурятия.
Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны ООПТ.
(п. 13.1 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
13.2. Посещение физическими лицами ООПТ регионального и местного значений осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.
Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ регионального и местного значений, могут посещать такие территории бесплатно или за плату.
(п. 13.2 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
14. Исключен. - Постановление Правительства РБ от 19.05.2014 N 223.

IV. Создание ООПТ местного значения
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

15. Создание ООПТ местного значения осуществляется решением соответствующего уполномоченного в установленном действующим законодательством порядке органа местного самоуправления по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)
16. Согласование проекта решения органов местного самоуправления о создании ООПТ местного значения осуществляется по результатам рассмотрения Министерством проектной документации ООПТ местного значения, состав которой определяется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.
(в ред. Постановлений Правительства РБ от 24.07.2009 N 284, от 24.03.2020 N 148)
17. ООПТ местного значения создается в границах одного муниципального района.
(п. 17 в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
18. Преобразование ООПТ местного значения в ООПТ регионального значения осуществляется в соответствии с разделом III настоящего Порядка, на основании материалов, представленных органом местного самоуправления, решением которого была создана ООПТ местного значения, в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.
(п. 18 в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
19. Финансирование расходов, связанных с организацией ООПТ местного значения, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о создании ООПТ местного значения.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

V. Установление режима особой охраны ООПТ Республики Бурятия

20. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного ООПТ Республики Бурятия определяются в положении о нем, утверждаемом органом государственной власти или органом местного самоуправления, решением которого на данной территории была создана ООПТ Республики Бурятия.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
В случае необходимости изменения режима особой охраны конкретного ООПТ регионального значения решение об этом согласовывается Министерством с:
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
(пп. "а" введен Постановлением Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
(пп. "б" введен Постановлением Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)
В случае необходимости изменения режима особой охраны конкретного ООПТ местного значения решение об этом согласовывается органом местного самоуправления, решением которого данная ООПТ местного значения создана, с Министерством.
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
21. Решение о резервировании земельных участков, на которых предполагается организация ООПТ Республики Бурятия, и об ограничении на них хозяйственной и (или) рекреационной деятельности в соответствии с установленным режимом их особой охраны принимает Правительство Республики Бурятия на основании утвержденной схемы размещения и развития ООПТ Республики Бурятия, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В решении указываются:
1) границы резервируемого участка и сроки резервирования;
2) перечень ограничений прав собственников земельных участков, арендаторов и землепользователей в связи с соблюдением режима особой охраны ООПТ Республики Бурятия.
22. Министерство в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения Правительства Республики Бурятия о резервировании земельных участков доводит до сведения собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей информацию о целях, сроках, условиях резервирования и последующего изъятия земельных участков путем публикации в средствах массовой информации.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.07.2009 N 284)
23. Ограничения прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков в связи с соблюдением режима особой охраны ООПТ, последующее изъятие земельного участка (при необходимости), прекращение прав собственности, аренды, владения или пользования земельным участком при его изъятии, государственная регистрация указанных ограничений (обременений), а также возмещение расходов собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны ООПТ Республики Бурятия производятся в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 27.02.2015 N 84)
24. Изменение режима ООПТ Республики Бурятия осуществляется в том же порядке, что и его установление.
24.1. На ООПТ регионального значения государственный надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Бурятия при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора".
На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
(п. 24.1 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
24.2. На ООПТ хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 997, и Требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередач на территории Республики Бурятия, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.08.2009 N 324, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, а также других требований и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на ООПТ, подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с действующим законодательством в области экологической экспертизы.
(п. 24.2 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
24.3. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются Министерством.
24.3.1. Паспорт памятника природы регионального значения (далее соответственно - памятник природы, паспорт) оформляется на каждый памятник природы в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
Паспорт оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в Министерстве, второй - в течение 10 рабочих дней с даты оформления паспорта направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику (пользователю) земельного участка, на котором находится памятник природы. Копия паспорта в течение 10 рабочих дней с даты его утверждения направляется в орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится памятник природы.
Паспорт переоформляется Министерством в связи со сменой собственника (пользователя) земельного участка и (или) в связи с изменением границ памятника природы.
Переоформление паспорта осуществляется в том же порядке, что и его первоначальное оформление.
24.3.2. Охранное обязательство оформляется в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку в отношении каждого правообладателя земельного участка, на котором находится памятник природы, в двух экземплярах, один из которых хранится в Министерстве, а второй направляется заказным письмом с уведомлением о вручении правообладателю в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.
Охранное обязательство оформляется одновременно с паспортом памятника природы.
Охранное обязательство должно быть прошито, пронумеровано и скреплено печатью Министерства.
Копия охранного обязательства в течение 10 рабочих дней с даты его утверждения направляется в орган местного самоуправления муниципального образования района, на территории которого находится памятник природы.
Охранное обязательство переоформляется в связи со сменой землепользователя.
Переоформление охранного обязательства осуществляется в том же порядке, что и его первоначальное оформление.
Государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляется должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, осуществляющего региональный государственный экологический надзор за объектами хозяйственной и иной деятельности, и государственных учреждений, подведомственных Министерству, осуществляющих управление ООПТ.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
(п. 24.3 введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

VI. Географическое обозначение ООПТ Республики Бурятия

25. Географическое обозначение ООПТ Республики Бурятия осуществляется путем обозначения на местности границ ООПТ и их охранных зон специальными знаками, информирующими население об ограничениях или запрещениях хозяйственной и иной деятельности на данных территориях.
26. Установку специальных знаков обеспечивают:
1) в отношении ООПТ регионального значения - государственные учреждения, подведомственные Министерству, осуществляющие управление данными ООПТ;
2) в отношении ООПТ местного значения - орган местного самоуправления, решением которого на данной территории была создана ООПТ местного значения, и (или) подведомственные ему муниципальные учреждения.
(п. 26 в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
27. На основании вступившего в силу решения Правительства Республики Бурятия или соответствующего уполномоченного органа местного самоуправления о создании ООПТ Республики Бурятия в установленном законодательством порядке сведения об этом вносятся Министерством в кадастры ООПТ регионального и местного значения. Сведения для внесения в кадастры ООПТ представляют:
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
- в кадастр регионального значения - государственные учреждения, подведомственные Министерству, осуществляющие управление данными ООПТ";
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)
- в кадастр местного значения - органы местного самоуправления.
(п. 27 в ред. Постановления Правительства РБ от 19.05.2014 N 223)

VII. Изменение границ ООПТ
(введен Постановлением Правительства РБ от 24.03.2020 N 148)

28. Изменение границ ООПТ осуществляется в случае:
28.1. Включения территорий в ООПТ при необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
28.2. Исключения территории из ООПТ при включении территории в ООПТ соответствующей (превышающей) площади, имеющей особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях, исключаемой территории.
28.3. Исключения территории из ООПТ при включении территории в другую ООПТ.
29. Уменьшение значения площади ООПТ допускается по результатам землеустроительных работ с применением современных методов измерений без изменения фактического местоположения границ ООПТ.
30. Решение об изменении границ ООПТ.
30.1. Решение об изменении границ ООПТ регионального значения принимается Правительством Республики Бурятия на основании представленных Министерством материалов по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации, предусмотренной пунктом 13 настоящего Порядка.
30.2. Решение об изменении границ ООПТ местного значения принимается соответствующим уполномоченным в установленном действующим законодательством порядке органом местного самоуправления по согласованию с Правительством Республики Бурятия в случае, если ООПТ занимает более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
31. Согласование проекта решения органов местного самоуправления об изменении границ ООПТ местного значения осуществляется по результатам рассмотрения Министерством материалов комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации, предусмотренной пунктом 13 настоящего Порядка.