Republic of Buryatiya dated 7/31/2009 No.301 (revised on 8/16/2013) "On the Republican target program "Ecological safety in the Republic of Buryatiya for the period of 2009–2011 and for the period until 2020"



Постановление Правительства РБ от 31.07.2009 N 301 (ред. от 16.08.2013) "О Республиканской целевой программе "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2020 года"

Подпрограмма

"Создание комплексной системы обращения с отходами в

Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы и на период до 2020

года"

(в ред. Постановления Правительства РБ от 04.12.2012 N 717)

 

(введен Постановлением Правительства РБ от 21.10.2011 N 550)


1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg


I. Технико-экономическое обоснование подпрограммы

 

Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Абзац четвертый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.Медведева руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 поручено обеспечить подготовку долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов с привлечением средств частных инвесторов.

В рамках Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2017 года" начиная с 2009 года реализуется комплекс мероприятий по управлению отходами. Программой предусмотрено участие муниципальных образований и в процессе управления отходами, ежегодно муниципальными образованиями выделяются средства на проектирование и строительство полигонов ТБО и иные мероприятия в области управления отходами в соответствии с их полномочиями.

Одной из задач Концепции федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1274-р, является снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", в целях создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления.

Разработка подпрограммы основывалась на основных направлениях по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов производства и потребления, определенных в Концепции управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия.

Данная подпрограмма направлена на решение комплексной проблемы обеспечения сбора и утилизации отходов на территории Республики Бурятия за счет вовлечения вторичных отходов в хозяйственный оборот, ликвидации накопленного ущерба и создания необходимой инфраструктуры.

 

II. Содержание и сущность решаемых подпрограммой проблем

 

Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Бурятия характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что представляет потенциальную угрозу уникальной экосистеме озера Байкал и Байкальской природной территории.

Общий объем отходов производства и потребления, образовавшийся на территории Республики Бурятия в течение 2010 года, составил 16727,5 тыс. т и увеличился с 2002 года в полтора раза.

Накоплено с учетом предыдущих лет в местах организованного хранения 84356,8 тыс. т производственных отходов. От общего числа накопленных отходов на территориях предприятий республики 46,4% составляют отходы от добычи угля, 25,0% - отходы от добычи нерудных полезных ископаемых, 21,0% отходов составляют вскрышные породы и хвосты обогащения золотодобывающей промышленности, 2,6% - золошлаки от сжигания углей. Основной вклад в образование отходов производства вносят предприятия горнодобывающей промышленности (87,4%), электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства (4,6%).

Кроме действующих предприятий значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают производственные отходы закрытых предприятий горнодобывающей промышленности. К таким загрязнителям относятся прежде всего объекты бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината, разреза Холбольджинский. Проблема ликвидации техногенных отвалов, закрытых без необходимой консервации горнодобывающих предприятий, остается одной из приоритетных экологических проблем Республики Бурятия, решение которой выходит далеко за рамки региона и требует поддержки федерального уровня.

Другой, не менее важной проблемой в рассматриваемой сфере, является размещение отходов потребления. В 2010 году на территории Республики Бурятия насчитывалось 1419 свалок, из них: санкционированных - 401 (на площади 1040 га) и несанкционированных - 1018 (на площади 441 га). Накоплено твердых бытовых отходов на площади несанкционированных свалок - 202,2 тыс. м3. Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содержанию и благоустройству санкционированных свалок в 2010 году составили 7,9 млн. руб. За этот же период ликвидировано 1257 несанкционированных свалок с учетом вновь выявленных (58,9% от общего количества несанкционированных свалок), на что затрачено 8,9 млн. руб.

Для решения проблемы захоронения твердых бытовых отходов в 2005 - 2007 гг. в рамках реализации подпрограммы "Отходы" Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Бурятия (2005 - 2008 годы)" за счет средств республиканского бюджета было профинансировано 30,72 млн. руб. на:

- строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Северобайкальск - 7,75 млн. руб.;

- реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в п. Нижнеангарск - 17,36 млн. руб.;

- проектно-изыскательские работы и софинансирование начала строительства полигона ТБО в п. Усть-Баргузин - 2,7 млн. руб.;

- софинансирование начала строительства полигона твердых бытовых отходов в местности Култушная - 1,0 млн. руб.;

- разработку проектной и рабочей документации строительства полигонов твердых и жидких бытовых отходов в с. Мухоршибирь - 0,875 млн. руб.;

- проведение инженерных изысканий и разработку рабочего проекта строительства полигона ТБО в с. Сосново-Озерское - 1,036 млн. руб.

Проводимые мероприятия достаточно эффективны, однако не решают проблему обращения с твердыми бытовыми отходами, поскольку во всех населенных пунктах Республики Бурятия (кроме г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск, п. Саган-Нур) отсутствуют полигоны для их размещения. Строительство полигонов твердых бытовых отходов необходимо во всех населенных пунктах Республики Бурятия, прежде всего в районных центрах. Для размещения производственных отходов предприятий требуется также строительство полигона промышленных отходов.

Требуют решения проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, а также отходами сельскохозяйственного производства (запрещенными и непригодными к использованию ядохимикатами).

На территории Республики Бурятия в настоящее время 11 организаций осуществляют деятельность по сбору, транспортировке, использованию и переработке отходов:

- обезвреживание отработанных люминесцентных ламп (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ИП Тонконогов Д.С.);

- обезвреживание нефтесодержащих масел (ООО "Центр инженерных работ "ВКТ");

- переработка пластика (ИП Тонконогов Д.С.);

- переработка изношенных шин (ООО "Байкалполимер");

- прием и переработка макулатуры (ОАО "Селенгинский ЦКК");

- прием стекла, пластика, пленки, изношенных шин, макулатуры (6 организаций);

- утилизация старых автомобилей (ООО "Автобаза спецмашин").

Однако деятельности данных организаций недостаточно для решения проблемы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальных образованиях в Республике Бурятия. Для решения данной проблемы на региональном уровне ведется строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, которое включает мусоросортировочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов, комплексы по переработке твердых бытовых отходов. Строительство производственных комплексов осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". По состоянию на конец 2010 года построены две мусоросортировочные станции, полигон твердых бытовых отходов, комплекс по переработке изношенных автопокрышек, установка термической переработки медицинских отходов. Также в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" построен полигон твердых бытовых отходов в с. Максимиха.

В целях обеспечения экологической безопасности, совершенствования и модернизации процесса сбора, утилизации и переработки отходов, осуществления мероприятий, реализации проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности создано открытое акционерное общество "Республиканский мусороперерабатывающий завод", деятельностью которого будут являться:

- захоронение твердых бытовых отходов, образующихся на территории городского округа "г. Улан-Удэ", близлежащих населенных пунктов Иволгинского и Тарбагатайского районов;

- утилизация и переработка твердых бытовых отходов на территории муниципальных районов - Иволгинский, Тарбагатайский, Кабанский, Баргузинский, Заиграевский, Прибайкальский и городского округа "г. Улан-Удэ".

Для решения проблемы утилизации и переработки отходов в остальных районах планируется привлечение внебюджетных средств организаций, осуществляющих деятельность в сфере утилизации и переработки отходов.

Для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами Республики Бурятия, продвижения перспективных проектов утилизации и переработки различных видов отходов планируется проведение межрегиональных выставок, ярмарок, семинаров в Республике Бурятия, участие в мероприятиях других регионов.

Также планируются разработка и утверждение порядка выделения в отдельную категорию налогоплательщиков организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в области утилизации отходов, в том числе ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки новых технологий, а также производящих оборудование для утилизации отходов, проводящих природоохранные мероприятия, при условии, что их хозяйственная деятельность, в том числе и реализация собственной продукции, полученной в результате утилизации отходов, составляет не менее 70% годового объема производства в стоимостном выражении. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к отдельной категории налогоплательщиков, могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налогов и сборов, поступающих в республиканский бюджет, в соответствии с действующим законодательством.

Реализация комплекса мер в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Бурятия невозможна без участия населения республики. Формирование у населения культуры обращения с отходами через систему экологического образования и просвещения позволит осознать жителями республики свою возможность влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении.

Варианты решения проблемы программно-целевым методом определяются количеством предлагаемых к реализации мероприятий подпрограммы.

Первый вариант предусматривает реализацию наиболее значимых мероприятий на Байкальской природной территории в рамках Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", крупных инвестиционных проектов в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и привлечение средств частных инвесторов к созданию перерабатывающей инфраструктуры.

Второй вариант предусматривает реализацию мероприятий за счет средств республиканского и муниципального бюджетов и средств частных инвесторов.

Риском второго варианта является вероятность возникновения недостатка средств бюджетов Республики Бурятия для финансирования мероприятий подпрограммы.

Преимуществом первого варианта является софинансирование мероприятий из федерального бюджета при сохранении высоких показателей эффективности подпрограммы и решении проблемы ликвидации крупных объектов накопленного ущерба.

Предлагается первый вариант решения проблемы.

 

III. Цели и задачи подпрограммы

 

Основная цель подпрограммы - снижение и предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Республики Бурятия.

Задачи:

1) строительство современных полигонов твердых бытовых отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых несанкционированными свалками;

2) вовлечение вторичных отходов в хозяйственный оборот;

3) обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;

4) создание условий для реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами;

5) формирование у населения культуры обращения с отходами через систему экологического образования и просвещения.

Целевые показатели:

- количество объектов захоронения отходов, соответствующих санитарным и экологическим нормам, зарегистрированных в региональном реестре объектов размещения отходов, - 22;

- сокращение объемов не переработанных и не размещенных на полигонах отходов (до 46% по отношению к 2010 году);

- снижение общей площади, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению (на 40% по отношению к 2010 году).

 

IV. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Реализация подпрограммы рассчитана на период 2012 - 2020 годы в рамках двух этапов: первый этап - 2012 - 2014 годы, второй этап - 2015 - 2020 годы.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 04.12.2012 N 717)

В рамках первого этапа предусматриваются:

- подготовка обоснований финансирования мероприятий в области обращения с отходами в рамках федеральных целевых программ;

- определение приоритетов и подготовки обоснований инвестирования в сферу утилизации и переработки Республики Бурятия;

- проведение работ по ликвидации накопленного ущерба в рамках Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы".

На 2 этапе будут построены полигоны твердых бытовых и промышленных отходов, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции, площадки раздельного сбора отходов, продолжатся работы по ликвидации накопленного ущерба на территории республики и строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов.


1 2