Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1074 "О федеральном государственном горном надзоре"


Скачать

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1074 "О федеральном государственном горном надзоре"

 

В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном горном надзоре.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 39 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 6, ст. 651);

пункт 26 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999).

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственного горного надзора), дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного горного надзора в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1074

 

Положение
о федеральном государственном горном надзоре

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного горного надзора (далее - горный надзор) на участках недр, предоставленных пользователям недр (далее - объекты пользования недрами).

2. Горный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее - орган горного надзора).

3. Предметом горного надзора является:

а) соблюдение юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность на объектах пользования недрами, обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных Законом Российской Федерации "О недрах" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением требований, являющихся предметом федерального геологического контроля (надзора) (далее - обязательные требования), в том числе:

требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленными лицензиями на пользование недрами;

требований при реализации планов и схем развития горных работ, технических проектов и иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;

требований по проведению комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ, связанных с пользованием недрами, и прогнозирования опасных ситуаций, по своевременному определению и нанесению на планы горных работ опасных зон, по ведению геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и обеспечению ее сохранности;

требований по организации и осуществлению систематического контроля за состоянием рудничной (карьерной) атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;

требований по осуществлению специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

требований по управлению деформационными процессами горного массива;

требований по обеспечению безопасности горных выработок, включая скважины, и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах горного отвода участка недр, предоставленного в пользование (объекта пользования недрами), сохранности горных выработок, которые могут быть использованы в процессе пользования недрами, а также требований, связанных с пользованием недрами, при ликвидации и консервации объектов пользования недрами или их участков и (или) горных выработок, не подлежащих использованию;

требований по разработке и проведению мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций;

требований по организации пользователем недр геологического и (или) маркшейдерского контроля при определении (обосновании) границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, разноса бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на безопасное состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр, параметров горных разработок, подземных и наземных сооружений, участков строительства и (или) эксплуатации объектов (сооружений), объемов горных разработок и (или) горной массы и осуществлению контроля за их соответствием проектной документации;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии Федеральным законом "О техническом регулировании".

4. При осуществлении горного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов, установленных статьями 7, 9, 18 и 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статьями 4, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), пунктами 7 - 19 статьи 5, статьей 7, пунктами 2 - 5 и 8 статьи 8, пунктом 1 статьи 12, приложением N 1, разделами "Сельскохозяйственные и другие самоходные и мобильные машины", "Грузоподъемные машины" приложения N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

5. Объектами горного надзора являются:

а) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с ведением горных работ и связанных с ними работ на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр на основании лицензии на пользование недрами;

б) продукция, здания и сооружения, технические устройства, применяемые (используемые) при ведении работ, связанных с пользованием недрами.

6. Оценка соблюдения обязательных требований на опасных производственных объектах осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

7. Горный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

8. Должностными лицами, осуществляющими горный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора.

9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление горного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В случае выявления при осуществлении горного надзора угрозы жизни и здоровью работников должностные лица, осуществляющие горный надзор, обязаны дать указания о выводе людей с рабочих мест.

11. Должностные лица, осуществляющие горный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении горного надзора

 

12. При осуществлении контроля (надзора) за объектами пользования недрами, являющимися опасными производственными объектами, используется система оценки и управления рисками, применяемая при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

13. При осуществлении горного надзора на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

14. Учет объектов контроля горного надзора, не отнесенных к опасным производственным объектам, осуществляется путем ведения реестра таких объектов. Ведение реестра объектов контроля горного надзора осуществляется с использованием информации о таких объектах, полученной из государственных реестров, в том числе посредством межведомственного электронного взаимодействия.

 

III. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении горного надзора

 

15. При осуществлении горного надзора проводятся такие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, как выездная проверка и документарная проверка.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

16. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках горного надзора, являются:

руководитель (заместители руководителя) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители (заместители руководителей) территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

17. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках горного надзора размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

18. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

19. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

20. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с использованием средств фиксации, соответствующих требованиям по безопасному применению, в том числе в подземных горных выработках, опасных по газу и пыли, а также свидетельские показания в порядке, установленном органом горного надзора.

21. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.

При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

22. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

23. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия инструментального обследования, заключающегося в проведении контрольного замера с использованием средств измерений на объекте пользования недрами, орган горного надзора, проводящий контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивает специалисту (эксперту) организации, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ, проводящей контрольный замер, беспрепятственный доступ на объекты пользования недрами и необходимые условия для исследования.

24. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в орган горного надзора информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

 

IV. Организация профилактических мероприятий при осуществлении горного надзора

 

25. При осуществлении горного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережений;

г) профилактический визит;

д) консультирование.

26. Информирование по вопросу осуществления горного надзора осуществляется в порядке, установленном Федеральным "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

27. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению горного надзора готовится один раз в год и размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок до 15 марта года, следующего за отчетным.

28. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган горного надзора объявляет юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), эксплуатирующему объекты пользования недрами, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

29. Юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим эксплуатацию объекта пользования недрами, по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в орган горного надзора возражения, в которых указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица (индивидуального предпринимателя);

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя);

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица (индивидуального предпринимателя), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

30. Возражения направляются не позднее 3 рабочих дней со дня получения предостережения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в бумажном виде почтовым отправлением в орган горного надзора, либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо иными указанными в предостережении способами.

31. Орган горного надзора рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

32. Профилактический визит проводится в отношении объектов пользования недрами, указанных в пункте 14 настоящего Положения.

Профилактический визит проводится в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

33. Профилактический визит в обязательном порядке проводится не позднее чем в течение одного года после принятия решения о согласовании плана развития горных работ.

Профилактический визит проводится в форме выезда либо с применением видео-конференц-связи.

Срок проведения выездного профилактического визита не может составлять более одного рабочего дня.

34. Уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований направляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в бумажном виде почтовым отправлением в орган горного надзора, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо иными указанными в предостережении способами.

35. Объявленные предостережения, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

36. Должностные лица территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по обращениям юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующих объекты пользования недрами, осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением горного надзора).

37. Консультирование может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

38. Консультирование по телефону и посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже одного раза в месяц в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и размещаемым на его официальном сайте в сети "Интернет".

39. План-график, указанный в пункте 38 настоящего Положения, должен содержать:

а) даты, время проведения консультирования;

б) номер(а) телефона(ов) и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;

в) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, проводящего консультирование.

40. Консультирование в письменной форме осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

41. Консультирование, включая консультирование в письменной форме, осуществляется по вопросам горного надзора, включая:

а) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках горного надзора;

б) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления горного надзора;

в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

42. В случае поступления однотипных вопросов в рамках организации и проведения консультирования на официальном сайте территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сети "Интернет" размещается соответствующее разъяснение в письменной форме.

 

V. Досудебный порядок рассмотрения жалоб на решения органа горного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении горного надзора

 

43. Действия (бездействие) должностных лиц органа горного надзора, решения, принятые им в ходе осуществления горного надзора, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

44. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа.

Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается уполномоченным заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или уполномоченным заместителем руководителя.

Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителей руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

45. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежит рассмотрению не позднее 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

 

VI. Ключевые показатели эффективности и результативности осуществления горного надзора

 

46. Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления горного надзора являются показатели, определенные подпунктами "а" - "в" пункта 2 Правил определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 822 "О порядке определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности".

47. Анализ ключевых показателей, указанных в пункте 46 настоящего Положения, осуществляется в докладе о виде контроля, подготавливаемом по итогам календарного года.